Алексеева Галина Юрьевна
Заведующая кафедрой теории и методики начального образования
Кандидат педагогических наук, доцент
+7(47354)6-06-72
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
397160, г. Борисоглебск Воронежской обл.,ул. Народная, 43 (учебный корпус №1), каб.44
О кафедре
Кафедра теории и методики начального образования – одна из специализированных кафедр технолого-педагогического факультета, реализующих
- образовательный процесс по отдельным дисциплинам и практикам программы магистратуры по направлению 44.04.01. Педагогическое образование;
- учебную, научно-методическую и организационную деятельность по математическим, естественнонаучным, филологическим и педагогическим дисциплинам и практикам образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- учебную, научно-методическую и организационную деятельность по дисциплинам общепрофессионального цикла, дисциплинам и практикам профессиональных модулей образовательной программы специальности среднего профессионального образования 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании;
- воспитательную работу с обучающимися;
- дополнительные образовательные программы (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций) по направлениям: Начальное образование, Биология, Химия, Безопасность жизнедеятельности и др.;
- фундаментальные и прикладные исследования в области педагогики и образования, филологии, естественных наук.
Кафедра сохраняет и приумножает славные традиции профессиональной подготовки педагогических кадров высокой квалификации, заложенные её основателями:
- представителем учительской династии математиков, Заслуженным Учителем Российской федерации, выпускником Борисоглебского учительского института (1949 г.), посвятившим значительное количество трудовых лет педагогической деятельности Борисоглебскому государственному педагогическому институту, И. П. Немытовым (1927 - 2002),
- известными многим поколениям учителей преподавателями, получившими в педагогическом сообществе статус «учитель учителей»: Л.В. Ясаковой (1925 – 2011), В.А. Сирцевым, Э.М. Бредихиной (1946 – 2010), Т.И. Тарасовой.
Основная цель деятельности кафедры теории и методики начального образования: обеспечение качества подготовки компетентных конкурентоспособных бакалавров педагогического образования и специалистов среднего профессионального педагогического образования, способных к решению профессиональных задач в условиях вариативности начального общего образования, компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, а также в аспекте требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов.
Профессорско-преподавательский состав кафедры является полипрофильным по базовому образованию, научным специальностям и реализуемым предметным областям и циклам дисциплин. На кафедре работают доктор филологических наук, кандидаты биологических наук, кандидаты педагогических наук, кандидаты филологических наук. Процент остепенённости кадрового состава кафедры по образовательным программам высшего образования составляет 100% (без учёта совместителей).
В целях выполнения требований реализуемых ФГОС ВО и ФГОС СПО к условиям реализации образовательных программ в преподавательском составе кафедры работают педагоги-практики из числа руководителей (заместителей руководителей) профильных организаций и учителей общеобразовательных организаций и образовательных организаций коррекционно-развивающего и компенсирующего образования, а также дополнительного образования детей. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность проведения мастер-классов специалистов как одной из форм интерактивного практико-ориентированного обучения студентов.
Кафедра осуществляет научные связи с образовательными организациями высшего образования и научно-исследовательскими организациями (МГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова) в следующих целях:
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
- организация НИД и НИРС, участие в научных и предметных мероприятиях;
- научное консультирование;
- рецензирование материалов исследования, научных, учебных и учебно-методических публикаций;
- изучение опыта и формирование необходимых умений разработки электронных образовательных курсов и реализации элементов дистанционных образовательных технологий по дисциплинам реализуемых образовательных программ.
Преподаватели кафедры являются модераторами онлайн-вебинаров для работников образовательных организаций по актуальным проблемам современного образования, организуемых на платформах центральных издательств Российской Федерации («Просвещение», «Экзамен»).
Кафедра имеет соответствующую требованиям ФГОС ВО и ФГОС СПО материально-техническую базу, включающую 11 предметных кабинетов, оснащённых мультимедиа-оборудованием, парком компьютерной техники с выходом в Интернет, библиотечный фонд учебной и методической литературы, периодических изданий, лабораторное оборудование, учебные таблицы и иные дидактические материалы (коллекции, муляжи и др.), активно использующиеся в учебном процессе.
Кафедра активно участвует в создании и функционировании электронной образовательной среды филиала посредством следующих видов деятельности:
- создания электронных курсов учебных дисциплин и практик на портале Электронный университет ВГУ, активно использующихся в целях обеспечения дистанционного формата обучения в неблагоприятной эпидемиологической ситуации, а также как дополнительные образовательные ресурсы для организации и аттестации самостоятельной работы студентов (практически все дисциплины кафедры обеспечены электронными учебными курсами для студентов очной и заочной форм обучения);
- подготовки к размещению на сайте электронных версий рабочих программ учебных дисциплин и практик, фондов оценочных средств и иных учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся при освоении учебных дисциплин и на этапе подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
Преподаватели кафедры систематически повышают профессиональную квалификацию в различных формах:
1) изучение нормативных документов сферы образования, приведение в соответствие их требованиям учебно-методического обеспечения ОПОП;
2) освоение современных образовательных технологий и их использование в образовательном процессе;
3) освоение передового педагогического опыта, взаимопосещение учебных занятий, их анализ, обмен педагогическим опытом;
4) работа по темам научного исследования, связанным с совершенствованием профессиональной подготовки магистра и бакалавра педагогического образования, учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в системе наук;
5) участие в научно-практических и методических семинарах различного ранга, в работе методических объединений работников образовательных организаций;
6) освоение программ дополнительного профессионального образования на базе ведущих вузов РФ.
Научную деятельность преподаватели кафедры осуществляют
- по коллективным темам:
- Филологический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетенций бакалавра педагогического образования и специалиста среднего профессионального педагогического образования (руководитель профессор Н.М. Муравьёва, доктор филол. наук);
- Педагогические условия формирования и контроля профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования и специалиста среднего профессионального педагогического образования (руководитель доцент И.И. Пятибратова, канд. пед. наук);
- Теория и методика начального общего и среднего профессионального образования в контексте требований ФГОС (руководитель Т. П. Быкова, канд. пед. наук, доцент);
- по индивидуальным темам:
- Исследование растительного покрова Воронежского Прихопёрья (Т.С. Завидовская, канд. биол. наук, доцент);
- Изображение коллективизации в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина» (Н.М. Муравьева, доктор филол. Наук, доцент);
- Гендерные особенности формирования качества жизни студентов в динамике обучения в педагогическом вузе (Н.В. Мухина, канд. биол. наук);
- Изучение паремиологического сознания русского народа на материале коммуникативных паремий (Е.П. Черногрудова, канд. филол. наук, доцент).
Кафедра осуществляет разностороннюю внеучебную деятельность. Брендовыми формами внаудиторной работы кафедры, известными в Борисоглебском городском округе, а также за его пределами стали:
- эдьютейнмент-проект «Кукольный театр «Би-Ба-Бо», организованный и успешно функционирующий с 2017 года под руководством доцента В.Н. Пугач;
- ежегодные заседания литературного кружка «Вдохновение» и его отчётные мероприятия, проходящие в формах литературных гостиных и библиотечных уроков, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, под руководством профессора Н.М. Муравьевой;
- инициированная преподавателями кафедры ежегодная мультипредметная универсиада «Интеллектика», включающая различные формы межрегиональных мероприятий олимпиадного (конкурсного) характера («Юбилеи великих» (доценты Т.П. Быкова, Е.П. Черногрудова), «Межрегиональный конкурс знатоков русского языка» (доценты С.Ю. Аншакова, В.Н. Пугач, Е.П. Черногрудова), «Биологическая мозаика»/ «Биологический олимп» (доцент Н.В. Мухина) и др..
Преподаватели кафедры активно руководят студентами-участниками различных конкурсов, олимпиад, педагогических квестов.
В течение ряда лет студенты реализуемых кафедрой профилей активно участвуют в независимой оценке качества образования посредством выполнения тестовых компетентностно-ориентированных заданий ФЭПО и ФИЭБ по учебным дисциплинам Возрастная анатомия, физиология и гигиена, Русский язык, традиционно показывая высокие результаты 3 (применение знаний) и 4 (творческая деятельность) уровней.
Выпускники специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании с 2021 года являются участниками демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах» (2021 и 2022 годы) /по специальности (с 2023 года), организуемого независимыми экспертами по международным стандартам World Skills /оценочным материалам ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», демонстрируя 100% качества знаний и профессиональных умений по профессиональным модулям освоенной специальности. Общий (суммарный) процент правильно выполненных студентами-участниками экзаменационных заданий, проверяющих сформированность профессиональных умений и готовность к выполнению соответствующих видов деятельности учителя начальных классов, составляет от 60% до 88%.
Основная цель стратегического развития кафедры: сохранение и усиление позиций кафедры по всем направлениям деятельности в структуре классического университета (ФГБОУ ВО «ВГУ») в аспекте реализации педагогического образования с учётом потребностей образовательных организаций в квалифицированных педагогических кадрах.
Перспективными направлениями деятельности кафедры, способствующими повышению её рейтинга и обеспечивающими инновационный имидж филиала в структуре классического университета, являются следующие:
- Кадровое обеспечение ООП ВО и ОПОП СПО (преодоление «разрыва поколений»).
- Обеспечение качества подготовки педагогических кадров, участие в системе менеджмента качества БФ ВГУ и ВГУ.
- Повышение качества НИР и НИРС.
Деятельность кафедры по поддержанию инновационного имиджа вуза (участие в конкурсах НИР и НИРС, во внешних научно-практических мероприятиях, разработка электронных курсов и УМК, в том числе для реализации дополнительных образовательных программ).