Кафедра теории и методики начального образования

Пятибратова Ирина Ивановна
Заведующая кафедрой
Кандидат педагогических наук, доцент
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ул. Народная/Свободы, д. 38/195, каб. 13
О кафедре
Материалы научной сессии кафедры НиСПО-2020
Кафедра теории и методики начального образования – одна из специализированных кафедр технолого-педагогического факультета, реализующих
- образовательный процесс по отдельным дисциплинам и практикам программы магистратуры по направлению 44.04.01. Педагогическое образование;
- учебную, научно-методическую и организационную деятельность по математическим, естественнонаучным, филологическим и педагогическим дисциплинам и практикам образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- учебную, научно-методическую и организационную деятельность по дисциплинам общепрофессионального цикла, дисциплинам и практикам профессиональных модулей образовательной программы специальности среднего профессионального образования 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании;
- воспитательную работу с обучающимися;
- дополнительные образовательные программы (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций) по направлениям: Начальное образование, Биология, Химия, Безопасность жизнедеятельности и др.;
- фундаментальные и прикладные исследования в области педагогики и образования, филологии, психолингвистики, естественных наук.
Кафедра сохраняет и приумножает славные традиции профессиональной подготовки педагогических кадров высокой квалификации, заложенные её основателями:
- представителем учительской династии математиков Заслуженным Учителем Российской федерации, выпускником Борисоглебского учительского института (1949 г.), посвятившим значительное количество трудовых лет педагогической деятельности Борисоглебскому государственному педагогическому институту, И. П. Немытовым (1927 - 2002),
- известными многим поколениям учителей преподавателями, получившими в педагогическом сообществе статус «учитель учителей»: Л.В. Ясаковой (1925 – 2011), В.А. Сирцевым, Э.М. Бредихиной (1946 – 2010), Т.И. Тарасовой.
Основная цель деятельности кафедры теории и методики начального образования: обеспечение качества подготовки компетентных конкурентоспособных бакалавров педагогического образования и специалистов среднего профессионального педагогического образования, способных к решению профессиональных задач в условиях вариативности начального общего образования, компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, а также в аспекте требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов.
Профессорско-преподавательский состав кафедры является полипрофильным по базовому образованию, научным специальностям и реализуемым предметным областям и циклам дисциплин. На кафедре работают 2 доктора филологических наук, 3 кандидата биологических наук, 3 кандидата педагогических наук, 4 кандидата филологических наук. Процент остепенённости кадрового состава кафедры составляет 100% (без учёта совместителей).
В целях выполнения требований реализуемых ФГОС ВО и ФГОС СПО к условиям реализации образовательных программ кафедра привлекает практических работников – руководителей, заместителей руководителей профильных организаций и педагогов-практиков общего, коррекционно-развивающего и компенсирующего образования, дополнительного образования детей. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность проведения мастер-классов специалистов как одной из форм интерактивного практикоориентированного обучения студентов.
Кафедра осуществляет научные связи с образовательными организациями высшего образования и научно-исследовательскими организациями (МГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова в следующих целях):
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
- организация НИД и НИРС, участие в научных и предметных мероприятиях;
- научное консультирование;
- рецензирование материалов исследования, научных, учебных и учебно-методических публикаций;
- изучение опыта и формирование необходимых умений разработки электронных образовательных курсов и реализации элементов дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры.
В 2020 и 2021 годах кафедра установила продуктивный контакт с международной организацией (союзом) профессионалов World Skills. В результате взаимодействия с которой выполнены следующие виды деятельности и получены соответствующие результаты:
- 4 преподавателя кафедры (Аншакова С.Ю., Мухина Н.В., Чернышова Е.Б., Пятибратова И.И.) и 8 практических работников образовательных организаций Борисоглебского городского округа, при консультативной помощи преподавателей кафедры, прошли обучение по программам подготовки экспертов экзамена квалификационного с правом оценивания результатов и стали сертифицированными экспертами по компетенции «Преподавание в младщших классах»;
- на базе Борисоглебского филиала ВГУ аккредитован Центр проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах».
Кафедра имеет соответствующую требованиям ФГОС ВО и ФГОС СПО материально-техническую базу, включающую 11 предметных кабинетов, оснащённых мультимедиа-оборудованием, парком компьютерной техники с выходом в Интернет, библиотечный фонд учебной и методической литературы, периодических изданий, лабораторное оборудование, учебные таблицы и иные дидактические материалы (коллекции, муляжи и др.), активно использующиеся в учебном процессе.
Кафедра активно участвует в создании и функционировании электронной образовательной среды филиала посредством следующих видов деятельности:
- создания электронных курсов учебных дисциплин и практик на портале Электронный университет ВГУ, активно использующихся в целях обеспечения дистанционного формата обучения в неблагоприятной эпидемиологической ситуации, а также как дополнительные образовательные ресурсы для организации и аттестации самостоятельной работы студентов (практически все дисциплины кафедры обеспечены электронными учебными курсами для студентов очной и заочной форм обучения);
- подготовки к размещению на сайте электронных версий рабочих программ учебных дисциплин и практик, фондов оценочных средств и иных учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся при освоении учебных дисциплин и на этапе подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
Преподаватели кафедры систематически повышают профессиональную квалификацию в различных формах:
1) изучение нормативных документов сферы образования, приведение в соответствие их требованиям учебно-методического обеспечения ОПОП;
2) освоение современных образовательных технологий и их использование в образовательном процессе;
3) освоение передового педагогического опыта, взаимопосещение учебных занятий, их анализ, обмен педагогическим опытом;
4) работа по темам научного исследования, связанным с совершенствованием профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования, учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в системе наук;
5) участие в научно-практических и методических семинарах различного ранга, в работе методических объединений работников образовательных организаций;
6) освоение программ дополнительного профессионального образования на базе ведущих вузов РФ.
Научную деятельность преподаватели кафедры осуществляют
- по коллективным темам:
- Теоретические основы профессиональной подготовки бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования (руководитель профессор Н.М. Муравьёва, доктор филол. наук);
- Педагогические условия формирования и контроля общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования (руководитель доцент И.И. Пятибратова, канд. пед. наук);
- Исследование и мониторинг естественных экосистем Прихопёрья и использование результатов исследования в обучении (руководитель Щербакова В.И., канд. биол. наук, доцент);
- по индивидуальным темам:
- Гендерные особенности формирования качества жизни студентов в динамике обучения в педагогическом вузе (доцент Н.В. Мухина, канд. биол. наук);
- Онтология и методология исследования языкового сознания (доцент Е.Б. Чернышова, канд. филол. наук, доцент);
- Изучение паремиологического сознания русского народа на материале коммуникативных паремий (доцент Е.П. Черногрудова, канд. филол. наук, доцент);
- Изучение состояния здоровья школьников Воронежской области (Щербакова В.И., канд. биол. наук, доцент);
- Исследование растительного покрова Воронежского Прихопёрья (Завидовская Т.С., канд. биол. наук, доцент)
Кафедра осуществляет разностороннюю внеучебную деятельность. Брендовыми формами внаудиторной работы кафедры, известными в Борисоглебском городском округе, а также за его пределами стали:
- театральная студия кукольного театра «Би-ба-бо», организованная и успешно функционирующая под руководством доцента В.Н. Пугач;
- ежегодные заседания литературного кружка «Вдохновение» и его отчётные мероприятия, проходящие в форме литературнных гостиных, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, под руководством профессора Н.М. Муравьевой;
- инициированная преподавателями кафедры ежегодная мультипредметная универсиада «Интеллектика», включающая различные формы межрегиональных мероприятий олимпиадного (конкурсного) характера («Юбилеи великих» (доценты Т.П. Быкова, Е.П. Черногрудова), «Межрегиональный конкурс знатоков русского языка» (доценты С.Ю. Аншакова, В.Н. Пугач, Е.П. Черногрудова), «Биологическая мозаика»/ «Биологический олимп» (доцент Н.В. Мухина) и др.).
Преподаватели кафедры активно руководят студентами-участниками различных конкурсов, олимпиад, педагогических квестов. Вошло в традицию сотрудничество кафедры с Институтом детства ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», в ежегодных научно-практических и конкурсных мероприятиях которого активное участие принимают студенты, подготовленные преподавателями кафедры.
За последние три года на конкурсы научно-исследовательских работ различного ранга было представлено 10 студенческих исследований, 6 из которых были удостоены дипломами победителей и призёров.
В 2020 году студенты технолого-педагогического факультета под руководством преподавателей кафедры стали дипломантами международных конкурсов:
- Безрукова В.И. и Чернова И.Д. (руководитель профессор Н.М. Муравьева) -дипломанты Международной студенческой олимпиады по русской литературе, посвященной 140-летию А.А. Блока в рамках Конференции молодых ученых-филологов «Филологическая наука в ХХI веке. Взгляд молодых», организованного Московским педагогическим государственным университетом совместно с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан).
- Филатова Ю.А. (руководитель Е.П. Черногрудова) и Чернова И.Д. (руководитель профессор Н.М. Муравьева) - дипломант Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по гуманитарным и общественным наукам, организованного Губкинским филиалом Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (г. Губкин, Белгородская область).
В течение ряда лет студенты реализуемых кафедрой профилей активно участвуют в независимой оценке качества образования посредством выполнения тестовых компетентностно-ориентированых заданий ФЭПО и ФИЭБ по учебным дисциплинам Безопасность жизнедеятельности, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, Русский язык, традиционно показывая высокие результаты 3 (применение знаний) и 4 (творческая деятельность) уровней.
В 2021 году выпускники специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании стали участниками демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах», организованного независимыми экспертами по международным стандартам World Skills. Экзаменуемые выполняли практикоориентированные задания, соответствующие видам профессиональной деятельности учителя начальных классов (Преподавание в начальных классах, Организация внеурочной деятельности обучающихся, Классное руководство) и продемонстрировали качество знаний - 100%.
Основная цель стратегического развития кафедры: сохранение и усиление позиций кафедры по всем направлениям деятельности в структуре классического университета (ФГБОУ ВО «ВГУ») в аспекте реализации педагогического образования с учётом потребностей образовательных организаций в квалифицированных педагогических кадрах.