НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СЕМИНАРЫ
Региональный научно-методический семинар «Современное образование в аспекте преемственности требований ФГОС: нормативные и научно-методические основы, актуальные проблемы и практика их решения»
Уважаемые коллеги!
В связи с принятием мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции региональный научно-методический семинар «Современное образование в аспекте преемственности требований ФГОС: нормативные и научно-методические основы, актуальные проблемы и практика их решения» состоялся 29 апреля 2020 г. в заочной форме.
Информация о семинаре
Для организации семинара участникам, которые планировали только очное участие (без публикации), необходимо направить материалы выступления до 10 апреля 2020 г. по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Подробная информация во втором информационном письме.
В прикрепленном файле предварительная программа семинара.
Цель семинара – освоение научных основ и методического опыта решения актуальных проблем развития образования, теории и практики реализации инновационных образовательных технологий; повышение квалификации педагогов образовательных организаций разных уровней образования.
Направления работы семинара:
- Теория и практика реализации инновационных технологий в образовательном процессе:
- инновационные технологии дошкольного образования;
- инновационные технологии начального общего образования;
- инновационные технологии преподавания математических и естественнонаучных дисциплин;
- инновационные технологии преподавания гуманитарных дисциплин.
- Духовно-нравственное воспитание обучающихся в контексте требований ФГОС.
- Инновационные и актуальные подходы к организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отчет о результатах семинара
Цель семинара – освоение научных основ и методического опыта решения актуальных проблем развития образования, теории и практики реализации инновационных образовательных технологий; повышение квалификации педагогов образовательных организаций разных уровней образования.
Направление семинара «Теория и практика реализации инновационных технологий в образовательном процессе: инновационные технологии дошкольного образования»
Руководители направления: Е. А. Кудрявцева, доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического и социального образования БФ ФГБОУ ВО «ВГУ», Е. А. Киянченко, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования БФ ФГБОУ ВО «ВГУ».
Педагоги дошкольных образовательных организаций делились опытом и педагогическими находками применения инновационных технологий: «Тканетерапия» (педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 169», г. Воронеж В. А. Матяшова), «Кляксография» (воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 169», г. Воронеж Е. А. Приходько), «Креатив-стори» (воспитатель МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида М. Н. Петрик), «STEАM» (воспитатели в.к.к. МБДОУ БГО ЦРР – Детский сад № 11 Л. В. Скопова, О. В. Житенева), «Говорящие стены» (воспитатель МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида И. В. Бондарева), «Креатив-action» (музыкальный руководитель в.к.к. МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида Е. С. Аверина), «Школьники-волонтёры» (воспитатель МКДОУ «Верхнекарачанский детский сад» Е. А. Самойлова).
Направление «Теория и практика реализации инновационных технологий в образовательном процессе: инновационные технологии начального общего образования»
Руководители направления: Е. Б. Чернышова, доцент, доктор филологических наук, доцент кафедры начального и среднепрофессионального образования БФ ФГБОУ ВО «ВГУ», Т. П. Быкова, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и среднепрофессионального образования БФ ФГБОУ ВО «ВГУ».
Доклады участников посвящены актуальным проблемам начального образования: совершенствование обучения русскому языку и литературному чтению в свете требований ФГОС НОО, формирование самоконтроля младших школьников, использование игровых технологий в образовательном процессе начальной школы, организация внеурочной деятельности, внедрение активных и инновационных методов обучения, реализация проектной технологии обучения.
Направление «Теория и практика реализации инновационных технологий в образовательном процессе: инновационные технологии преподавания математических и естественнонаучных дисциплин»
Руководитель направления: М. И. Немытова, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин БФ ФГБОУ ВО «ВГУ».
Участники направления обсудили приемы формирования экологической культуры студентов СПО при изучении естественнонаучных дисциплин, технологии учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика на уроках географии и внеурочной деятельности. Педагоги поделились приемами технологии ТРИЗ, которые можно применять при изучении информатики и физики.
Направление «Теория и практика реализации инновационных технологий в образовательном процессе: инновационные технологии преподавания гуманитарных дисциплин»
Руководители направления: И. А. Морозова, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин БФ ФГБОУ ВО «ВГУ», Е. М. Муминова, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин БФ ФГБОУ ВО «ВГУ».
В рамках направления учителями-практиками на примере собственного опыта были рассмотрены конкретные приемы использования педагогических инноваций и традиционных методов.
Учителя иностранного языка продемонстрировали, как можно повысить эффективность урока с помощью применения проектной технологии (учитель МКОУ БГО Чигоракская СОШ Т. А. Кривенцева), различных Интернет-ресурсов (учитель МБОУ БГО СОШ № 3 А. А. Воронина), обновленной работы с текстом (учитель МБОУ БГО СОШ № 4 О. С. Коваленко).
Учителя русского языка и литературы показали, как проблемное обучение и интеграция школьного телевидения с уроками могут способствовать развитию функциональной грамотности обучающихся (учитель МОУ «Новохоперская СОШ № 91» Н. В. Соболева), а системное использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо – повышению познавательной активности школьников (учитель МОУ «Новохоперская СОШ № 91» Н. Н. Белкина).
Педагоги рассуждали о достоинствах и недостатках таких технологий, как «метод интеллект-карт», «погружение в историю», игровой метод, проектный метод, проведение предметных олимпиад.
Направление «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в контексте требований ФГОС»
Руководители направления: М. Н. Капрусова, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин БФ ФГБОУ ВО «ВГУ», Е. П. Черногрудова, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры начального и среднепрофессионального образования БФ ФГБОУ ВО «ВГУ».
Участники обсудили проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного образования. Воспитатели предложили создать мелодию нравственного воспитания с помощью игр, учитывая личностно-ориентированный подход к ребенку, моральные качества (Мастер-класс «Ноты добра в духовно-нравственном воспитании дошкольника» – воспитатель в.к.к. МБДОУ БГО ЦРР – Детский сад № 19 А. Б. Егорова).
Учителя предложили решение проблемы нравственного воспитания обучающихся рассматривать как на примере анализа конкретных произведений, так и на примере обращения к такому значительному культурному пласту, как народная культура.
Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Борисоглебской епархии Иерей Ярослав Манохин отметил, что «наиболее подходящей для выполнения требований ФГОС при работе в сфере духовно-нравственного воспитания детей является анагогическая парадигма, основной принцип которой заключается в выработке у воспитанника мотивации к самосовершенствованию и преодолению тревожности постчеловека с последующим обретением идентичности и обнаружением в самом себе потенциальных возможностей для самоопределения».
Направление «Инновационные и актуальные подходы к организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Руководитель направления: Е. Е. Плотникова, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования БФ ФГБОУ ВО «ВГУ».
Участниками направления актуализировано применение современных технологий взаимодействия педагога с ребенком – технологии театрализованной деятельности, здоровьесберегающих технологий и др. Рассмотрены особенности реализации инклюзивного образования в школах и дошкольных образовательных организациях г. Борисоглебска и БГО. Проанализирован опыт функционирования лекотеки как вариативной формы инклюзии в дошкольном образовании. Раскрыты психолого-педагогические аспекты предупреждения виктимизации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации. Представлены материалы мастер-классов, прошедшие апробацию в реальной педагогической практике.
По результатам семинара опубликован сборник.
Представленные материалы могут быть интересны педагогическим работникам образовательных организаций дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, студентам педагогических направлений подготовки и специальностей для анализа и использования практического опыта при написании различного вида работ (курсовых, выпускных) или при выполнении заданий педагогической практики.